119034, Москва, ул. Пречистенка, 21
Тел.+7 (495) 637-31-76; nii-arts@yandex.ru
  • на главную
  • написать письмо
СИМВОЛИКА ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Автор М.Н.Соколов.

Рукопись обсуждена и рекомендована к печати Ученым советом НИИ РАХ 18 февраля 2016 г.

Рецензенты: Анна Сергеевна Корндорф, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Инсттута искусствознания МК РФ; Олег Александрович Кривцун, доктор философских наук, профессор, член-корр. РАХ, зав. отделом теории искусства НИИ РАХ.

 

AННОТАЦИЯ

 

В рукописи продолжаются и значительно дополняются исследования, опубликованные в монографии «Принцип рая. Главы из истории сада, парка и прекрасного вида» (2011, премия правительства РФ в области культуры за 2012 г.). В том издании доминировал «принцип рая» как блаженной идиллии, преображающей художественно осваиваемый ландшафт. В данной работе возобладал принцип «бури в саду», бури как универсальной метафоры. Прежняя ориентация преимущественно на символику и иконографию сада сменяется изучением многих пейзажных стилей и мотивов. Они рассматриваются от Древности и Средневековья до Просвещения, романтизма и модерна. При этом наиболее подробно изучается Ренессанс как важнейший художественный рубеж, обусловивший переход к самоценно-эстетическому мировоззрению. География исследования охватывает в основном Англию, Францию, Италию, Голландию и Россию. Отдельные разделы посвящены: образу Матери-Природы; иконографии и поэтике бури, ненастья и тени; архитектуре и типологии руин, в том числе руин садовых; «дикому саду» (гроты, водные каскады, заросли, скалы, полумрак и т.д.). В приложении изложена специфика «арт-искры» – огня и света, превратившихся в живописный блик.

Книга рассчитана как на искусствоведов-специалистов, на специалистов по садовому искусству и ландшафтному дизайну, так и на всех, кто увлечен таинственным обаянием старинных художественных образов.